СлабовидящимСлабовидящим

Магистратура: направление «Филология» (032700)

DOCПрограмма и правила проведения вступительных испытаний (собеседование) - 2015 DOCXПрограмма и правила проведения вступительных испытаний (письменный экзамен) - 2015

Образовательная программа «Менеджмент в иноязычной и межкультурной коммуникации»

Перспективы успешного развития России зависят от сохранения гармоничных взаимоотношений в полиэтнической среде. В данной связи, актуализируются проблемы управления качеством многоуровневой непрерывной системы иноязычного и межкультурного образования. Кроме этого, в настоящее время сфера образования претерпевает существенные изменения, связанные с процессами глобализации. Действующая система и особенно управленческий состав не готовы к своевременному решению возникающих проблем, к оперативному внедрению инновационных идей. В связи с этим встает острая необходимость в молодых, инициативных и компетентных управленцах в сфере образования, на подготовку которых нацелена магистерская программа «Менеджмент в иноязычной и межкультурной коммуникации». В Удмуртской республике, как и в регионе, нет аналогов этой программы. В основе программы заложена также идея многоязычия, значительная часть дисциплин читается на языке (основном или втором), что немаловажно в условиях вхождения России в европейское образовательное пространство.

Основная цель программы «Менеджмент в иноязычной и межкультурной коммуникации» — подготовка специалиста в условиях магистратуры, качество образования которого позволяло бы ему быть востребованным на рынке образовательных услуг, служило бы надежной базой для дальнейшего профессионального роста, успешной жизненной карьеры.

Степень (квалификация) - магистр
Срок обучения - 2 года

Задачи подготовки по программе:

  • разработка концепции управления качеством многоуровневой системы иноязычного и межкультурного образования;
  • определение ключевых компетенций в составе коммуникативной межкультурной компетентности как результативно-целевой основы иноязычного и межкультурного образования;
  • разработка механизма непрерывного управления организацией иноязычного и межкультурного образования на ступенях: дошкольной — школьной — вузовской — послевузовской;
  • определение содержания модулей межкультурного образования студентов с учетом индивидуальной траектории выбора учебных дисциплин;
  • использование новых педагогических технологий, обеспечивающих качество и престиж базового образования по направлению «Филология»;
  • овладение студентами технологией кредитно-модульной системы, предполагающей умение осуществлять целеполагание, планирование, оценку результатов овладения ключевыми межкультурными компетенциями, осуществлять необходимую самодиагностику и самокоррекцию.

Данная образовательная программа выстроена с учетом требований и запросов всех потребителей образовательных услуг — министерств, ведомств по национальной политике и эмиграции, дошкольных образовательных учреждений, школ, вузов, учреждений дополнительного образования, институтов переподготовки педагогических кадров.

По магистерской программе «Менеджмент в иноязычной и межкультурной коммуникации» могут обучаться бакалавры и магистры по направлению 031000 — филология.

Описание основной образовательной программы:

ООП «Менеджмент в иноязычной и межкультурной коммуникации» построена в соответствии с такими принципами, как принципы гуманизации, фундаментализации, опережающего и непрерывного образования, а также принципов компетентностного подхода.

Согласно направлению и профилю подготовки, дисциплины ООП сгруппированы в три блока:

  • блок теоретических (филологических) дисциплин, основные из которых: Современные проблемы литературоведения, Современные проблемы языкознания, Семиотика, Имагология: история и теоретические основы метода, Типология языков и т. д.;
  • блок практико-ориентированных дисциплин (менеджерские):Языковое образование в России и зарубежом: история и современность, Теория и практика проектирования в языковой и межкультурной коммуникации, Социально-профессиональная подготовка к международному сотрудничеству, Образовательное учреждение на рынке образовательных услуг, Профессионально-ориентированные технологии в иноязычном и межкультурном образовании, Организация образовательного менеджмента в зарубежной практике и т. д.;
  • блок языковых дисциплин (основной, второй и третий ИЯ): Составление и перевод деловой корреспонденции (англ./нем./фр./ испан.), Язык и стиль русской и иноязычной рекламной коммуникации (англ./нем./фр./испан.), Социокультурный аспект научного общения (англ.), Международный экзамен как средство формирования профессиональной компетентности (англ./нем./фр./испан.), Иноязычный текст в межкультурном пространстве (англ.,/ нем.,/ фр.,/ испан.), Язык в дискурсе социального общения (англ./нем./фр./испан.) и т.д.

Оценка качества освоения данной образовательной программы осуществляется:

  • путем разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
  • мониторинга периодического лицензирования образовательной программы;
  • разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений, компетенций выпускников;
  • регулярного самообследования по согласованным критериям своей учебной деятельности;
  • информирования преподавательского коллектива о результатах своей деятельности, инновациях.

Оценка качества магистерской программы должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию и итоговую государственную аттестацию выпускников.

Все дисциплины ООП предусматривают использование активных форм обучения, особенно дискуссионные и ролево-игровые методы, проектная технология, тренинги, анализ конкретных ситуаций.

Кадровое обеспечение учебного процесса:

Руководство ООП «Менеджмент в иноязычной и межкультурной коммуникации» осуществляется:

  • профессором, доктором филологических наук Т. И. Зелениной (руководитель научно школы «Методология сравнения языков и лингвокультур в диахронии и синхронии»),
  • а также профессором, доктором педагогических наук А. Н. Утехиной (руководитель научной школы «Языковое и межкультурное образование и воспитание в полиэтническом регионе»).

В процессе реализации задействован компетентный профессорско-преподавательский состав:

  • 7 докторов наук,
  • 13 кандидатов наук.

Всего — 20 человек. Следовательно, ученые степени или звания имеют 100% преподавателей программы. 35% от общего числа — доктора наук, профессора.

  • Все преподаватели имеют базовое образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин.
  • Кроме этого, почти все являются членами Научно-образовательного центра «Инновационное проектирование в мультилингвальном образовательном пространстве».
  • Участвуют в исследовательских (творческие) проектах, имеют публикации в отечественных научных журналах, а также зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю.
  • Регулярно проходят повышение квалификации.

Аудиторное и материально-техническое обеспечение учебного процесса:

  • В распоряжении ИИЯЛ находятся 15 аудиторий, расположенных на одном этаже и предназначенных как для небольших групп (до 8–10 человек), так и для большой аудитории (до 80 человек).
  • Целый ряд аудиторий снабжен проекторами и экранами для удобства представления материала.
  • В ИИЯЛ имеется два компьютерных класса с постоянным доступом и выходом в Интернет — на 11 и 8 мест соответственно. Студенты ИИЯЛ в любое время могут выходить в интернет.
  • Особо отметить необходимо недавно открытый на базе ИИЯЛ учебно-методический центр «УдГУ-Лингва». В рамках центра регулярно проводятся разнообразные мероприятия, выставки, круглые столы, киноклубы и т.д. Центр располагает собственной библиотекой на иностранных языках, а также собранием художественных фильмов на иностранных языках. Подробную информацию о деятельности центра можно узнать здесь.

Практика:

Согласно ФГОС ВПО магистранты проходят научно-исследовательскую практику в III семестре обучения. Практика длится 5 недель (270 ч., трудоемкость 7,5 з.ед.). В соответствии с требования стандарта и спецификой профиля подготовки, магистранты проходят организационно-управленческую практику, включающую элементы проектной и педагогической деятельности.

Базой практики является:

  • Институт иностранных языков и литературы, УдГУ;
  • Учебно-методический центр «УдГУ-Лингва»;
  • Удмуртский институт истории, языка и литературы Уральского отделения РАН (УИИЯЛ УрО РАН);
  • Государственное учреждение УР «Дом дружбы народов».

Цель практики: систематизация и углубление теоретических знаний, а также приобретение практических навыков и профессиональных компетенций в области менеджмента в иноязычной и межкультурной коммуникации.

Задачи практики:

  • закрепление на практике теоретических знаний в сфере проектирования содержания образовательного процесса;
  • совершенствование навыков организации научных, образовательных, просветительских мероприятий в образовательных заведениях;
  • ознакомление с деятельностью менеджера в сфере образования;
  • совершенствование творческого подхода к организации деятельности;
  • развитие навыков работы в коллективе и руководства им.

В ходе практики магистранты выполняют следующие виды деятельности:

  • проектирование, конструирование, моделирование структуры и содержания образовательного процесса в области филологии: разработка образовательных программ, учебных планов, программ учебных курсов (дисциплин) и их методического обеспечения;
  • разработка проектов, связанных с профильным гуманитарным образованием в средней и высшей школе, а также проектов в области пропаганды филологических знаний:
  • разработка книгоиздательских проектов;
  • разработка филологических проектов в рамках грантовой деятельности;
  • организация и проведение семинаров, научных дискуссий и конференций.

Виды профессиональной деятельности:

В результате освоения ООП «Менеджмент в иноязычной и межкультурной коммуникации», магистры будут владеть всеми общекультурными и профессиональными компетенциями, предусмотренными ФГБОУ ВПО по направлению «Филология», а самое главное сможет применить эти компетенции в процессе перечисленных видов деятельности:

  • научно-исследовательская в научных и научно-педагогических учреждениях, организациях и подразделениях;
  • педагогическая в системе среднего (полного) общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
  • проектная деятельность в образовательных учреждениях, в социально-педагогической, сферах;
  • организационно-управленческая во всех вышеперечисленных сферах.

Прошедшие магистерскую подготовку по названной программе смогут в дальнейшем обучаться в УдГУ и других университетах Российской Федерации в аспирантуре по следующим научным направлениям:

  • 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования;
  • 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки);
  • 13.00.08 — теория и методика профессионального образования.

Места трудоустройства:

  • сфера среднего и высшего образования (управляющий персонал, научный консультант);
  • сферы деятельности, связанные со СМИ (проектный менеджер);
  • маркетинговые службы;
  • сфера услуг (консультанты, проектные менеджеры).

Контактная информация:
426034, Удмуртская республика, Ижевск, ул. Университетская, 1, корп.2, к. 316.
Тел.:(3412) 916-179, (3412) 916-171, (3412) 68- 32- 54
Электронная почта: inyaz@udsu.ru, polyglot@bk.ru